Теория психосексуального развития по стадиям

Теория психосексуального развития по стадиям

Теория психосексуального развития раскрывает процесс формирования психики через последовательную смену способов получения удовлетворения. В ней выделяют несколько стадий, каждая из которых закреплена за своим способом. Психосексуальное развитие происходит при полном завершении одной стадии и перенаправлении всей порции либидо на другую.

Теория описывает точки перераспределения психической энергии, которые создают основу характера и отвечают за возникновение симптомов. Когда ребёнок проходит ту или иную стадию, у него остаётся шаблон поведения для всех аналогичных случаев жизни. Например, учась в школе или институте, он будет поглощать знания по модели поглощения молока.

Стадии психосексуального развития

  • Оральная стадия (до 1,5 лет)

    Связана с процессом кормления и выживанием. Обеспечивает первый телесный контакт и формирует границу между Я и внешним миром. Поначалу младенец погружён в нарциссизм и не видит другие объекты (мать обретает существование только благодаря его зову). Через акт сосания вырабатываются доверие и любовь к внешнему миру. В возрасте 6-7 месяцев прорезаются зубы, что даёт повод для знакомства с агрессией. Младенец учится балансировать между любовью и ненавистью. На этом моменте возникают первые очертания объекта, но образ матери ещё неустойчив.

    Прохождение оральной стадии отвечает за оптимизм/пессимизм, уровень пассивности, а также за степень зависимости от других людей. Неудовлетворение оральных потребностей приводит к вредным привычкам. Агрессивные элементы из данной стадии могут вызвать тенденцию причинять вред любимому объекту.
Теория психосексуального развития по стадиям

  • Анальная стадия (1,5 – 3 года)

    Отвечает за принятие общественных норм, умение контролировать себя. Через отсрочку в опорожнении кишечника ребёнок вырабатывает своё отношение к фрустрациям вообще. Приучение к туалету задаёт тон приучению к законам человеческого общежития. Происходит процесс преобразования биологического в социальное. Пропорция между удержанием и опорожнением кишечника формирует отношение к ценностям и переживаниям: консерватизм или сокрушение идеалов, эмоциональная скупость или чувственное извержение. Агрессия на данной стадии направлена на обесценивание объекта, стремление добиться независимости от него. К концу стадии объект начинает восприниматься более целостно, становится отдельным человеком со своими собственными потребностями.

    Прохождение анальной стадии приводит к автономии и самостоятельности. Складывается отношение к деньгам. Фиксация на этой стадии вызывает психическую закостенелость и потребительское отношение к человеческим ценностям.
Теория психосексуального развития по стадиям

  • Фаллическая стадия (3 – 6 лет)

    Ребёнок обнаруживает различие полов и выбирает себе мужскую или женскую модель поведения. Целостным объектом, как правило, становится родитель противоположного пола, а с родителем своего пола возникает конфликт, приводящий к комплексу кастрации. Ребёнок начинает воспринимать запрещающего родителя как авторитетную фигуру и идентифицируется с ним. Отказ от родителя противоположного пола формирует Супер-эго – внутренние моральные принципы (на анальной стадии были только внешние).

    Мальчик обретает инициативность и желание отстаивать свои интересы. Он отказывается от матери, как-бы говоря себе: “Я вырасту и найду девушку, которую буду любить как маму, и которую у меня уже никто не отнимет”. Фиксация на данной стадии приводит к невозможности полного отказа от матери и к попытке заполучить её через промискуитет. Мужчина становится ловеласом, ведёт себя вызывающе и безнравственно, стремясь угнаться за утерянным идеалом.

    Девочка приобретает уверенность, что её любят и воспринимают как будущую женщину. Она отказывается от отца, но получает стабильную самооценку и возможность выстраивать полноценные отношения с мужчинами. Идентификация с матерью развивает в ней чувственность и заботливость. Фиксация на данной стадии нарушает контакт с обоими полами: все женщины становятся конкурентками, а мужчины – объектами для соблазнения. Так девушка стремится дополучить любовь и признание со стороны отца.
Теория психосексуального развития по стадиям

  • Латентная стадия (6 – 12 лет)

    Либидо отходит от значимых объектов, чтобы решить вопросы социализации и приобретения полезных навыков. Школьная обстановка и времяпровождение с друзьями перекрывают семейную драму. Общение со сверстниками выстраивается по типу “анонимной стаи”, где отсутствует всякая иерархия. Супер-эго работает исключительно на адаптацию к социальной среде. Основное внимание уделено развитию Эго.
  • Генитальная стадия (после 12 лет)

    Половое созревание заново актуализирует конфликты ранних стадий. Страх перед взрослением может приводить к сильному регрессу. Психологическая неготовность отделиться от родителей вызывает эмоциональную зависимость от них. В то же самое время подросток старается её игнорировать и демонстрирует мнимую автономию. Через отношения со сверстниками возникает новый значимый объект, вне семьи, который позволяет вывести большую часть либидо за пределы семейного очага. Самой частой проблемой является риск орального регресса в этих новых отношениях, что обусловлено бессознательной попыткой удержаться за симбиоз с родителями. Супер-эго вступает в полную силу и создаёт подростковую иерархию (анонимность стирается), что провоцирует борьбу за лиц противоположного пола.

Теория психосексуального развития воспроизводит те события, которые могли сыграть ключевую роль в становлении характера. Избыток дозволенности или, наоборот, запрета на той или иной стадии приводит к серьёзным последствиям во взрослой жизни. Если какая-то часть либидо не находит себе места, то возникают психологические трудности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Почта

    ×
    Обратный звонок

     

      ×