Теория психосексуального развития по стадиям

Теория психосексуального развития по стадиям

Теория психосексуального развития раскрывает процесс формирования психики через последовательную смену способов получения удовлетворения. В ней выделяют несколько стадий, каждая из которых закреплена за своим способом. Психосексуальное развитие происходит при полном завершении одной стадии и перенаправлении всей порции либидо на другую.

Теория описывает точки перераспределения психической энергии, которые создают основу характера и отвечают за возникновение симптомов. Когда ребёнок проходит ту или иную стадию, у него остаётся шаблон поведения для всех аналогичных случаев жизни. Например, учась в школе или институте, он будет поглощать знания по модели поглощения молока.

Стадии психосексуального развития

  • Оральная стадия (до 1,5 лет). Связана с процессом кормления и выживанием. Обеспечивает первый телесный контакт и формирует границу между Я и внешним миром. Поначалу младенец погружён в нарциссизм и не видит другие объекты (мать обретает существование только благодаря его зову). Через акт сосания вырабатываются доверие и любовь к внешнему миру. В возрасте 6-7 месяцев прорезаются зубы, что даёт повод для знакомства с агрессией. Младенец учится балансировать между любовью и ненавистью. На этом моменте возникают первые очертания объекта, но образ матери ещё неустойчив.

    Прохождение оральной стадии отвечает за оптимизм/пессимизм, уровень пассивности, а также за степень зависимости от других людей. Неудовлетворение оральных потребностей приводит к вредным привычкам. Агрессивные элементы из данной стадии могут вызвать тенденцию причинять вред любимому объекту.
  • Анальная стадия (1,5 – 3 года). Отвечает за принятие общественных норм, умение контролировать себя. Через отсрочку в опорожнении кишечника ребёнок вырабатывает своё отношение к фрустрациям вообще. Приучение к туалету задаёт тон приучению к законам человеческого общежития. Происходит процесс преобразования биологического в социальное. Пропорция между удержанием и опорожнением кишечника формирует отношение к ценностям и переживаниям: консерватизм или сокрушение идеалов, эмоциональная скупость или чувственное извержение. Агрессия на данной стадии направлена на обесценивание объекта, стремление добиться независимости от него. К концу стадии объект начинает восприниматься более целостно, становится отдельным человеком со своими собственными потребностями.

    Прохождение анальной стадии приводит к автономии и самостоятельности. Складывается отношение к деньгам. Фиксация на этой стадии вызывает психическую закостенелость и потребительское отношение к человеческим ценностям.
  • Фаллическая стадия (3 – 6 лет). Ребёнок обнаруживает различие полов и выбирает себе мужскую или женскую модель поведения. Целостным объектом, как правило, становится родитель противоположного пола, а с родителем своего пола возникает конфликт, приводящий к комплексу кастрации. Ребёнок начинает воспринимать запрещающего родителя как авторитетную фигуру и идентифицируется с ним. Отказ от родителя противоположного пола формирует Супер-эго – внутренние моральные ценности (на анальной стадии были только внешние).

    Мальчик обретает активность, инициативность и возможность отстаивать свои интересы. Он отказывается от матери, как-бы говоря себе: “Я вырасту и найду девушку, которую буду любить как маму, и которую у меня уже никто не отнимет”. Фиксация на данной стадии приводит к невозможности полного отказа от матери и к попытке заполучить её через промискуитет. Мужчина становится ловеласом, ведёт себя вызывающе и безнравственно, стремясь угнаться за утерянным образом.

    Девочка приобретает уверенность, что её любят и воспринимают как будущую женщину. Она отказывается от отца, но получает стабильную самооценку и возможность выстраивать полноценные отношения с мужчинами. Идентификация с матерью развивает в ней чувственность и заботливость, которые позволяют избежать манипуляций. Фиксация на данной стадии нарушает контакты с обоими полами: все женщины становятся конкурентками, а мужчины – объектами для соблазнения. Так девушка стремится дополучить любовь и признание со стороны отца.
Теория психосексуального развития по стадиям

  • Латентная стадия (6 – 12 лет). Либидо отходит от значимых объектов, чтобы решить вопросы социализации и приобретения полезных навыков. Школьная обстановка и времяпровождение с друзьями перекрывают семейную драму. Общение со сверстниками выстраивается по типу “анонимной стаи”, где отсутствует всякая иерархия. Супер-эго работает исключительно на адаптацию к социальной среде. Основное внимание уделено развитию Эго.
  • Генитальная стадия (после 12 лет). Половое созревание заново актуализирует конфликты ранних стадий. Страх перед взрослением может приводить к сильному регрессу. Психологическая неготовность отделиться от родителей вызывает эмоциональную зависимость от них. В то же самое время подросток старается её игнорировать и демонстрирует свою мнимую автономию. Через отношения со сверстниками возникает новый значимый объект, вне семьи, который позволяет вывести большую часть либидо за пределы семейного очага. Самой частой проблемой является риск орального регресса в этих новых отношениях, что обусловлено бессознательной попыткой удержаться за симбиоз с родителями. Супер-эго вступает в полную силу и создаёт подростковую иерархию (анонимность стирается), что провоцирует борьбу за лиц противоположного пола.

Теория психосексуального развития воспроизводит те события, которые могли сыграть ключевую роль в становлении характера. Избыток дозволенности или, наоборот, запрета на той или иной стадии приводит к серьёзным последствиям во взрослой жизни. Если какая-то часть либидо не находит себе места, то возникают психологические трудности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Почта

    ×
    Обратный звонок

     

      ×