Объектная теория Мелания Кляйн

Объектная теория Мелания Кляйн

Теория Мелани Кляйн расширяет представления классического психоанализа. Она изучает младенческий возраст и самые ранние психические процессы. Если Фрейд делал акцент на фаллической стадии, то Кляйн сконцентрировалась на оральной.

Мелани Кляйн считается основоположницей теории объектной отношений, рассматривающей психику как вместилище значимых объектов из прошлого – интроектов. Эти объекты определяют характер получения удовлетворения и влияют на всю дальнейшую жизнь. В теории объектных отношений они играют более важную роль, чем в классическом психоанализе.

Классический психоанализТеория объектных отношений
Удовлетворение первично, объект вториченОбъект первичен, удовлетворение вторично

Отличительной особенностью теории Мелани Кляйн является то, что она выделяла преимущественно частичные объекты. То есть интроекты тех людей из прошлого, кто воспринимался как функция, связанная с конкретным органом. Например, мать могла восприниматься только как грудь, которая должна накормить.

Позиции Мелани Кляйн

Кляйн выделяла в оральном периоде две психологические структуры – позиции, формирующие мировосприятие младенца. Через них проходит каждый человек в своём развитии, и они остаются с ним до конца жизни. При стрессе или в любой нестандартной ситуации эти позиции могут вновь завладеть психикой. Мелани Кляйн отличала их от стадий Фрейда, однако тоже выделяла в них временные рамки:

  • Параноидно-шизоидная (до 6 месяцев)
  • Депрессивная (после 6 месяцев)

Параноидно-шизоидная позиция

Объектная теория Мелания Кляйн

Изначально окружающий мир воспринимается как враждебный, и младенец не может постоять за себя. Он нуждается в пище и заботе со стороны взрослых, поэтому подавляет свои агрессивные импульсы, чтобы его легче было полюбить. Младенец избавляется от агрессии через проекцию, приписывая свои желания внешним объектам. Так реализуется параноидная составляющая позиции – создаётся очень плохой, преследующий объект. Кляйн обозначила его как плохая грудь, которая вовремя не кормит младенца.

В противоположность ему возникает хороший объект, своевременно удовлетворяющий все потребности – хорошая грудь. Младенец стремится вобрать её в себя, изолировать от враждебного мира. Он защищает свою прелесть, реализуя шизоидный компонент позиции. Поскольку у младенца на первом месте стоит забота о потребностях, то он через них тестирует реальность: для него хорошая и плохая грудь – это две разные вещи. И в результате материнский объект тоже раздаивается на полярности.

Возврат к данной позиции вызывает недоверие к окружающему миру и приводит к делению людей на своих и чужих.

Депрессивная позиция

Объектная теория Мелания Кляйн

В какой-то момент младенец обнаруживает, что мать представляет из себя единый объект. Её грудь иногда кормит, а иногда – нет. У ребёнка появляются сильные амбивалентные чувства к матери. Теперь на неё одномоментно направлены и положительные, и отрицательные эмоции. Младенец учиться совмещать противоположные переживания. Стойкий образ хорошей груди позволил ему переносить присутствие плохой. Агрессивные импульсы, как оказалось, были направлены и на хорошую грудь тоже, отчего возникло чувство вины.

Испытывая подобие раскаяния, маленький ребёнок воссоздаёт целостный облик матери. Агрессия больше не переносится на окружающий мир через проекцию, а просто подавляется. У младенца возникает страх навредить матери – любое её отсутствие может восприниматься как смерть в результате его агрессии. Младенец старается вести себя пассивно, защищая объект от самого себя. У него развивается депрессивная тревога, которая берётся из зажатой агрессии. Для отстранения от этой тревоги ребёнок может обратиться к маниакальным защитам: депрессия отрицается, а агрессия перенаправляется в другое русло, огибая объект.

Возврат к данной позиции вызывает уступчивость в одних сферах жизни и навязчивое рвение в других. Полного выхода из депрессивной позиции не происходит, что обусловлено правилами социума. Некоторые желания неизбежно наталкиваются на ограничения и заменяются пассивной ролью.

Эдипов комплекс у Мелани Кляйн

Объектная теория Мелания Кляйн

Мелани Кляйн пришла к выводу, что ребёнок проживает этот комплекс раньше фаллической стадии. Она относила его к оральному периоду и считала, что он способствует смягчению депрессивной позиции. По мнению Кляйн, младенец может воспринимать отношения матери и отца также через частичные объекты – он фантазирует о слиянии их гениталий.

Родители видятся в бесконечном соединении друг с другом, как Уран и Гея, что развивает представление о неком абсолютном наслаждении. Младенец испытывает зависть, которая разрушает внутренний образ хорошей груди. Вместе с этим появляется ревность к третьему лицо, что способствует отводу агрессии от кормящего объекта и снижает депрессивную тревогу.

Успешное преодоление эдипового комплекса приводит к чёткому разграничению между внутренними и внешними объектами. Ребёнок начинает адекватно тестировать реальность и обретает основу для будущей сексуальности.

Мелани Кляйн работала с детьми и создала игровую технику, ставшую эквивалентом свободных ассоциаций в психоанализе взрослых. Отличительной чертой её работы была ранняя интерпретация переноса – Кляйн сопоставляла игровые действия ребёнка с характером их межличностного взаимодействия в кабинете.

Объектная теория Мелания Кляйн

Теория Мелани Кляйн раскрыла самые ранние психические механизмы, уделив особое внимание внутренним объектам. Она выделила их функциональный характер и поставила над влечениями. Оральная стадия стала претендовать на первостепенную роль в развитии психики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Почта

    ×