Теория архетипов Карла Юнга

Теория архетипов Карла Юнга

Теория архетипов Юнга описывает самый глубокий слой психики – коллективное бессознательное. Она раскладывает его на отдельные элементы, архетипы, которые отвечают за направленность психической работы. Каждый архетип представляет из себя модель проживания какого-то события или явления. Он может действовать напрямую – через поведение, а может проявляться в сновидениях, фольклоре или психических симптомах.

Архетипы возникли на заре цивилизации, сформировав “культурную оппозицию” природы. Юнг относил их к социальному наследию, которое противопоставляется биологическому. В его понимании, человек находится между этими двумя крайностями и пытается их уравновесить.

Теория архетипов Карла Юнга

Основные архетипы Юнга

  • Персона

    Как правило, первый архетип, с которым сталкивается человек. Он возникает при обретении социальных навыков. Персона включает в себя способы адаптации к жизни в обществе и образ того, кем человек хочет казаться перед другими людьми. Эта маска может функционировать автономно и подавлять истинные желания, если её не осознавать. Человек может “срастись” со своей профессией или отыгрывать узконаправленную роль в общественной жизни.
  • Тень

    Включает в себя всё то, что не вошло в Персону. Это тёмная сторона личности, отброшенная на периферию психики. Формируется под влиянием осуждения со стороны окружающих, а затем начинает порицаться и самим человеком. Данный архетип близок фрейдовскому представлению о бессознательном. В Тени оказываются самые разные качества личности: и плохие, и хорошие. Нереализованные части Я содержат много энергии, которую можно использовать для благих целей.
  • Анима

    Женский компонент мужчины, связанный с чувственностью. Из-за культурного подавления близко прилегает к архетипу Тени. Позволяет понимать себя, служит проводником во внутренний мир. Актуализирует фантазию, воображение и творчество. Анима помогает устанавливать отношения с другими людьми и придаёт смысл существования. При нарушении контакта с этим архетипом мужчина становится обидчивым и депрессивным.
  • Анимус

    Мужской компонент в женщине, связанный с логикой. Это некий внутренний стержень, который обеспечивает опору и уверенность в себе. Он развивает умение думать и правильно излагать свои мысли. Анимус для женщины также является проводником во внутренний мир. Он даёт стимул к самосовершенствованию и внешним достижениям. При нарушении контакта с этим архетипом женщина начинает верить в неопровержимость своих идей и навязывать их другим людям.

    Анима и Анимус часто объединяются в парный архетип – Сизигию.
  • Самость

    Это конечная цель процесса индивидуации. Самость является центром личности, в котором сходятся все части психики. Она соединяет сознательные и бессознательные процессы, делая жизнь более полноценной. Самость поддерживает личностное развитие, формируя желания и интересы. Через неё происходит интеграция всего вытесненного материала. При преждевременном или некорректном контакте с данным архетипом возникает психический регресс, и активизируются механизмы защиты.

Дополнительные архетипы Юнга

Пуэр – вечный юноша. Олицетворяет жизненную энергию, энтузиазм и веру в светлое будущее. Даёт желание учиться и познавать новое. Пуэр склонен к фантазии и грандиозным замыслам. Он не видит реальный расклад дел, лишён практичности и деловой хватки.

Теория архетипов Карла Юнга

Сенекс – мудрый старец. Обладает тайным знанием и видит скрытые закономерности. Использует “магию” своих способностей – решает задачи нестандартными методами. Сенекс часто помогает Герою, не имеет собственных ценностей и служит общечеловеческим.

Теория архетипов Карла Юнга

Пуэр и Сенекс могут встречаться в качестве дополняющих друг друга противоположностей.

Уроборос – змея, кусающая себя за хвост. Означает цикличность природы и колесо жизни. Всё связано со всем: смерть рождает новую жизнь, одни процессы бесконечно сменяются другими. Уроборос несёт в себе первобытный хаос и отсутствие дифференциации между Я и внешним миром.

Теория архетипов Карла Юнга

Герой – борец с первобытным хаосом. Олицетворяет сильное Эго и свободу выбора. Он смиряет бездумные желания и природные импульсы. При помощи волшебного помощника (Сенекса) Герой получает силу для борьбы со злом и преодолевает все испытания.

Теория архетипов Карла Юнга

Трикстер – шут. Содержит частицу хаоса и появляется в периоды монотонного существования, чтобы зажечь искру жизни. Он рушит старые законы и даёт надежду на изменение. Трикстер является катализатором психотерапевтического процесса и может выступать в роли героя, если всё вокруг подчинено злу (как герой-революционер).

Теория архетипов Карла Юнга

Кватерность – четверица, мандала. Означает обретение Самости и психической целостности. Наполняет жизнь гармонией и осознанностью. Она устраняет конфликты и примиряет враждующие стороны.

Теория архетипов Карла Юнга

Великая мать – архетипическое воплощение материнства. Включает в себя заботу о других людях и удовлетворение первичных потребностей. Она прививает любовь к миру и природе, воплощает нечто земное и конкретное. Великая мать несёт стихийность и непредсказуемость, может оказывать удушающую заботу и ограничивать свободу воли.

Великий отец – архетипическое воплощение отцовства. Противопоставляется материнским ценностям: подразумевает отказ от потребностей в пользу общественного блага. Он формирует представление о долге и справедливости. Великий отец открывает доступ к миру абстрактных идей и символов, может становиться тираном, терять связь с миром и полностью игнорировать потребности других людей.

Архетип и архетипический образ

 Архетип – это психическая конструкция первобытного мировосприятия. Идеальная форма, которой не существует в повседневной жизни. 

 Архетипический образ – это репрезентация архетипа через сновидения, фольклор или симптомы. Если человек может что-то представить или изобразить, то это лишь образ. 

Теория архетипов Юнга выделяет типичные сценарии человеческой жизни. Она создаёт колоритные фигуры, чтобы лучше показать отдельные элементы психики. Архетипы используют опыт культуры, в котором записаны закономерные процессы внутреннего мира. Эпические сюжеты говорят о бурной психической динамике – преодолении кризиса или глубокой личностной трансформации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Почта

    ×
    Обратный звонок

     

      ×