Все стадии развития личности по Эриксону

Все стадии развития личности по Эриксону

Стадии развития личности по Эриксону показывают процесс формирования психики на протяжении всей жизни. Они выделяют трудности того или иного возраста и дают психоаналитический взгляд на проблему кризисов, внося существенный взгляд в возрастную психологию.

Эриксон дополнил теорию психосексуального развития Фрейда, увеличив количество стадий до 8. Только он сделал акцент на развитии социальных навыков индивида и его адаптации к социуму. Наработки Эриксона объединены в теорию психосоциального развития, которая уделяет первостепенное внимание Эго и влиянию окружающей среды.

8 стадий развития личности

  • Младенчество (доверие/недоверие)

    Первый год жизни. Соответствует оральной стадии у Фрейда.

    Качество материнского ухода определяет уровень доверия младенца к миру. Если мать ведёт себя последовательно и относится к ребёнку с теплотой, то он вскоре научится её узнавать и выработает доверие к ней. Если же мать ведёт себя непредсказуемо или игнорирует потребности ребёнка, то он становится подозрительным.
  • Раннее детство (самостоятельность/нерешительность)

    От года до трёх лет. Соответствует анальной стадии у Фрейда.

    Ребёнок начинает проявлять активность и исследовать окружающий мир. Если родители несильно вмешиваются в этот процесс, то ребёнок обретает уверенность в себе. В том же случае, когда его ограничивают и чрезмерно опекают, ребёнок переживает стыд и уходит в пассивность.
  • Дошкольный возраст (предприимчивость/чувство вины)

    От 3 до 6 лет. Соответствует фаллической стадии у Фрейда.

    Ребёнок занимается игровой деятельностью и примеряет на себя роли взрослых. Если его фантазии поощряются, то ребёнок становится энергичным и инициативным. Но если его контролируют, лишая свободы выбора, тогда ребёнок переполняется чувством вины и подавляет свои творческие способности.
  • Школьный возраст (умелость/неполноценность)
Все стадии развития личности по Эриксону
  • От 6 до 12 лет. Соответствует латентной стадии у Фрейда.

    Ребёнок приступает к обучению и приобретает полезные навыки. Успех на этой стадии зависит от контакта со сверстниками: если ребёнок успешно адаптируется в коллективе, то у него возникает интерес к разным предметам. А в случае затруднённой адаптации ребёнок может чувствовать свою некомпетентность перед другими учениками и пресекать любовь к труду.
  • Юность (идентичность/спутанность ролей)
Все стадии развития личности по Эриксону
  • От 12 до 20 лет. Соответствует генитальной стадии у Фрейда.

    Подросток задаётся вопросами о себе, своём месте в мире и намечает свой жизненный путь. Если у него есть объекты для подражания, необходимые для формирования системы ценностей, то подросток обретает личностную идентичность. В противном случае, когда таких объектов недостаточно или, наоборот, происходит чрезмерная идентификация с ними, у подростка возникает размытое представление о самом себе.
  • Молодость (интимность/изоляция)
Все стадии развития личности по Эриксону
  • С 20 до 25 лет.

    Молодой человек или девушка ищет близости и полноценных отношений. Если он или она готовы идти на компромисс и вместе преодолевать трудности, то у них получается достичь интимности. Но если боязнь потерять независимость оказывается сильнее, то возникает риск изоляции и избегания всевозможных контактов.
  • Зрелость (продуктивность/инертность)
Все стадии развития личности по Эриксону
  • От 25 до 65 лет.

    В зрелом возрасте люди пытаются проявить себя в профессии и добиться самореализации. По мере достижения успеха у них появляется ответственность, стремление стать полноправным членом общества и забота о будущих поколениях. Этому может помешать нежелание взрослеть и протест против общепринятых правил, которые рано или поздно приведут к стагнации.
  • Старость (интеграция/отчаяние)
Все стадии развития личности по Эриксону
  • 65+ лет.

    Пожилой возраст подразумевает полное осмысление своей жизни и обретение целостности. Человек определяет своё предназначение и подводит всевозможные итоги, добиваясь личностной интеграции. При этом его могут отвлекать мысли о незаконченных делах и желание что-то исправить, отчего он может впасть в отчаяние.

Стадии развития личности по Эриксону отражают динамику преобразований в Эго. Этим они отличаются от периодов психологического кризиса в аналитической психологии, которые раскрывают работу бессознательного. Теория психосоциального развития Эриксона рассматривает человека внутри общественного контекста, отходя также от положений классического психоанализа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Почта

    ×
    Обратный звонок

     

      ×