
Культура по Фрейду понимается как нечто фрустрирующее, то есть препятствующее исполнению желаний. Человек вынужден отказываться от своих потребностей или сублимировать их во что-то социально-полезное. Культура налагает на всех эту обязанность, а взамен предоставляет безопасность.
Общество построено таким образом, чтобы все получали самое необходимое, затрачивая минимум усилий. Люди находятся в “тепличных условиях”, где чувствуют себя комфортно, но лишаются природной силы.

Через достижения культуры человек пытается это скомпенсировать – он создаёт технологии, превосходящие все биологические характеристики. “Тепличные условия” дают много времени для развития интеллектуальных способностей.
Люди стремятся полностью отойти от природы, но никак не могут этого достичь: тело, как биологический продукт, крепко связано с природным началом. Фрейд подчёркивал безнравственность и жестокость человека, что должно быть смягчено деятельностью культуры. Порядок необходим, хоть он и сковывает человеческие возможности. Для создания безопасных условий общество вводит ограничения и помечает часть жизнедеятельности как нечто неприемлемое.
Культура ответственна за возникновение психологических проблем. Она нарушает циркуляцию либидо, отчего психическая энергия перенаправляется на симптом.
Невроз – результат подмены истинных желаний, обусловленный действием культурных ограничений.Происхождение культуры
В книге “Недовольство культурой” Фрейд описывает процесс становления человеческого общества. Он объясняет культурные достижения потребностями психики: например, идея о строительстве первого жилья могла возникнуть из желания дополучить материнскую заботу – вернуться в тёплую матку.

Большое значение сыграло так называемое “убийство первобытного отца”. Старый вариант социальной организации поддерживался самым сильным самцом, который имел безграничную власть и присваивал себе всех самок. В какой-то момент другие самцы, устав от этого, объединились и свергли его. Они поделили самок и ввели законы.
После переворота у всех возникло чувство вины перед убитым «отцом», приведшее к запрету на агрессию. Люди обрели совесть и моральные принципы. В дальнейшем это приходилось поддерживать через непрерывный возврат к похожей ситуации – к распятию Иисуса Христа.
Совсем необязательно, что ситуация убийства действительно умела место быть. Это может быть внутрипсихическим процессом: одного желания причинить вред авторитетной фигуре достаточно для того, чтобы вызвать чувство вины.
Фрейд считал, что современный человек не может претендовать на счастье, а может лишь избегать несчастья. Культурные рамки убивают сущность жизни, от которой остаётся лишь пустая оболочка. И этого не избежать из-за деструктивной природы человека.
Культура по Фрейду – это то, что коверкает желания. Но даже сам основатель психоанализа допускал, что можно добиться достойной жизни. Для этого необходимо сублимировать влечения – необходимо любить и работать.