Мировая культура по Фрейду

Мировая культура по Фрейду

Культура по Фрейду понимается как нечто фрустрирующее, то есть препятствующее исполнению желаний. Человек вынужден отказываться от своих потребностей или сублимировать их во что-то социально-полезное. Культура налагает на всех эту обязанность, а взамен предоставляет безопасность.

Общество построено таким образом, чтобы все получали самое необходимое, затрачивая минимум усилий. Люди находятся в “тепличных условиях”, где чувствуют себя комфортно, но лишаются природной силы.

Мировая культура по Фрейду

Через достижения культуры человек пытается это скомпенсировать – он создаёт технологии, превосходящие все биологические характеристики. “Тепличные условия” дают много времени для развития интеллектуальных способностей.

Как говорил Фрейд, человек – это Бог на протезах.

Люди стремятся полностью отойти от природы, но никак не могут этого достичь: тело, как биологический продукт, крепко связано с природным началом. Фрейд подчёркивал безнравственность и жестокость человека, что должно быть смягчено деятельностью культуры. Порядок необходим, хоть он и сковывает человеческие возможности. Для создания безопасных условий общество вводит ограничения и помечает часть жизнедеятельности как нечто неприемлемое.

Культура ответственна за возникновение психологических проблем. Она нарушает циркуляцию либидо, отчего психическая энергия перенаправляется на симптом.

 Невроз – результат подмены истинных желаний, обусловленный действием культурных ограничений. 

Происхождение культуры

В книге “Недовольство культурой” Фрейд описывает процесс становления человеческого общества. Он объясняет культурные достижения потребностями психики: например, идея о строительстве первого жилья могла возникнуть из желания дополучить материнскую заботу – вернуться в тёплую матку.

Мировая культура по Фрейду

Большое значение сыграло так называемое “убийство первобытного отца”. Старый вариант социальной организации поддерживался самым сильным самцом, который имел безграничную власть и присваивал себе всех самок. В какой-то момент другие самцы, устав от этого, объединились и свергли его. Они поделили самок и ввели законы.

После переворота у всех возникло чувство вины перед убитым «отцом», приведшее к запрету на агрессию. Люди обрели совесть и моральные принципы. В дальнейшем это приходилось поддерживать через непрерывный возврат к похожей ситуации – к распятию Иисуса Христа.

Совсем необязательно, что ситуация убийства действительно умела место быть. Это может быть внутрипсихическим процессом: одного желания причинить вред авторитетной фигуре достаточно для того, чтобы вызвать чувство вины.

Фрейд считал, что современный человек не может претендовать на счастье, а может лишь избегать несчастья. Культурные рамки убивают сущность жизни, от которой остаётся лишь пустая оболочка. И этого не избежать из-за деструктивной природы человека.

Культура по Фрейду – это то, что коверкает желания. Но даже сам основатель психоанализа допускал, что можно добиться достойной жизни. Для этого необходимо сублимировать влечения – необходимо любить и работать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Почта

    ×
    Обратный звонок

     

      ×